Тест на сообразительность
Ведущие российские этологи во главе с Л.Крушинским для изучения интеллекта дельфинов провели остроумный эксперимент. Тренер показывал своему подопечному дельфину его любимую игрушку – большой мяч, а затем прятал его за ширму. Но когда ширма открывалась, дельфин видел не мяч, а два предмета похожих очертаний: объемную коробку и плоский щит. Очевидно, что мяч исчезал в одном из этих предметов, а не за ним, так как дельфин мог рассмотреть щит и коробку со всех сторон. Чтобы извлечь мяч, дельфину достаточно было зацепить челюстями петлю, привязанную к коробке или щиту, те опрокинутся, и мяч упадет в воду. А дельфин за догадливость помимо своей игрушки получит еще и рыбку.
Для людей эта задачка решается просто: если один предмет – объемная коробка, а другой – плоский щит, то мяч, конечно, может быть только внутри коробки. Мы с легкостью можем оперировать понятиями плоскости и объема. А может ли дельфин делать такие выводы? Оказалось, что может. Дельфины, впервые увидевшие, как от них прячут мяч, сразу уверенно доставали его из объемной коробки и никогда не делали попыток искать мяч внутри плоского щита. Данный эксперимент совершенно ясно показал: у дельфина есть зачатки рассудочной деятельности, которую еще недавно считали исключительной привилегией человека.
Еще одним ярким примером проявления интеллекта дельфинов можно считать поведение дельфинихи Келли, живущую в Институте морских исследований млекопитающих в Миссисипи. Ее награждали рыбой за вылов мусора из бассейна. Каждый выловленный предмет оценивался одной рыбой. Чтобы получать больше, Келли разрывала мусор на куски, и сдавала их по одному. Однажды она поймала чайку, и получила за это много рыбы. Тогда она начала использовать рыбу, полученную за сбор мусора, чтобы заманивать чаек в свои челюсти. Она также научила этим действиям своего детёныша, который передал опыт другим подросткам в группе. Так что дельфины обладают не только развитым интеллектом, но и способностью передавать полученные знания другим представителям своего вида.